Год назад я писал о стодесятилетнем буксире "Соколик" ("В тени крейсера "Аврора""). Благодаря помощи читателей удалось установить заказчика и прежнего владельца судна. 

Итак, разрешите представить полного тёзку знаменитого мореплавателя Крузенштерна: Иван Фёдорович Смирнов, из крестьян, уроженец деревни Новгородово Осецкой волости Любимского уезда Ярославской губернии. После отмены крепостного права подался в столицу, занялся перевозкой грузов на небольшом судне. В 1884 году купил пароход "Сокол", а в 1896 несколько барж для транспортировки каменного угля по Неве и Мариинской водной системе. В 1901-м на смену старому деревянному «Соколу», выведенному из эксплуатации, приходит новый буксир с тем же именем: в Списке речных судов часть 1,-М,1926 значится: «Ленинградским бюро регистра СССР, № 4846, «Сокол», р.Нева и каналы, одновинтовой, железный, осмотрен тех. бюро 13.07.1923 года. Владелец Усть-Ижорская верфь. Размерения 21,34 х 3,81 х 2,44 метра. Построен в 1901 году в Санкт-Петербурге на заводе Смирнова. Паровая машина Компаунд 180 IHP постройки завода Ильс и Бутс 1889 года. Паровой котел того-же завода 48,7 кв.м. 5 атм. Номер судна по порядку в списке Министерства Путей Сообщения (МПС) 1912 года: № 2942, 45ном/180 инд. сил.»

А вот и фигурант нашего дела — буксир «Соколик» — обнаружился там же, в списках МПС 1912 года: «Владелец Смирнов И.Ф. № судна по порядку в списке 2939. № МПС 4470. Имя «Соколик». 15 ном./60 инд. сил. 45х11,2 фут. Корпус, котел, машина постройки 1903 года. Корпус и машина СПб завод Смирнова. Котел Крейтон и Ко. № котла 262 (1903), район плавания Шлиссельбург — Кронштадт». Словосочетание «завод Смирнова» поначалу сбило с толку, рижский след потускнел, но ненадолго: пресловутого завода не оказалось ни в списке русских судостроительных заводов за 1890 год, ни в справочнике «Весь Петербургъ» А.С.Суворина от 1904 года. Как-то сама собой всплыла мысль, что с течением времени значения слов могут менять смысловой оттенок, что подтвердили Толковые словари русского языка Кузнецова и Даля: заводчик — это владелец в общем смысле («Заводный мужик, имущий, достаточный», В.И.Даль), заводила, зачинщик, организатор. Поэтому, хотя Смирнов И.Ф. и был заводчиком пароходов, но судостроительного завода у него, по всей видимости, не было. Тем более, что систер-шипы «Соколика» — «Чайка» и «Ласточка» (порядковые номера по списку завода 189 и 190) строились на верфи «Ланге и сын» в Риге. Буксир «Чайка», по Списку МПС 1906 года под номером 2747, наряду с «Соколом» и «Соколиком», так же принадлежал Смирнову. Помимо четырнадцати паровых буксиров и более двух сотен барж, Иван Фёдорович владел шестиэтажным доходным домом на Васильевском острове, 2-я линия, 29А, построенным в 1906-1907 годах по его заказу архитектором Ф. Ф. фон Постельсом. В доме сохранились до нынешнего времени детали скульптурного убранства фасада, кованые решетки балконов и перил парадной лестницы. После смерти И.Ф.Смирнова в 1911 году его флотилию поделили наследники: сыновья Александр, Иван, Афанасий, Сергей и Павел. Доходный дом был продан действительному статскому советнику А. П. Киселёву, автору замечательных учебников по алгебре, геометрии и высшей математике, неоднократно переиздававшихся и в советское время; по ним когда-то учился и я. Такая вот связь времён...

В декабре 2011-го «Соколик» подняли на слип для очередного капитального ремонта — очистили и заново покрасили корпус, для улучшения манёвренности установили подруливающее устройство; опрессовали топливные танки, полностью заменили электропроводку и внутреннюю обшивку. Кстати, при демонтаже обшивки ходовой рубки, на фанерной задней стенке дивана рабочие обнаружили следующую карандашную запись:

Счастливого плавания!
Плыви, "Соколик" легендарный
омытый Невскою водой,
пусть ты уже годами старый,
но ходишь словно молодой.
Пусть ты не пенил волны в море
и меньше многих кораблей,
но не уступишь и "Авроре"
былою славою своей.
В.Антонов
21.IV.62

Сейчас "Соколик" спущен на воду. Новый капитан буксира, Георгий Ступаченко, отчистил от грязи, краски и окостеневшей смазки рулевую машину и штурвал, восстановив их первоначальный вид. В конце августа приезжали телевизионщики, сняли небольшой ролик о нашем стодесятилетнем юбиляре (посмотреть можно здесь). Казалось бы, всё? Но теперь хочется разузнать, что стало с семьёй Ивана Фёдоровича Смирнова, куда занесла бурная история России начала XX века его потомков... 


Additional information