24 марта 1906 года в Морском ведомстве России вышел приказ, гласивший: "Государь Император Николай II, в шестой день марта сего года, Высочайше повелеть соизволил включить в классификацию корабельного состава флота подводные лодки". Шестое, а по новому стилю девятнадцатое марта 1906 года и стало официальной точкой отсчёта для подводных сил Военно-Морского Флота страны. Хотя, если неофициально…

 … Неофициально можно считать и от 1718 года, когда плотник Ефим Никонов из подмосковного села Покровское подал челобитную царю Петру I, в которой он предложил проект "Потаенного судна". А в 1724 году на Неве бочкообразное творение Никонова было испытано, но "при спуске у того судна повредилось дно". При этом Никонов едва не погиб в затопленной лодке, но был спасён при личном участии царя-батюшки…

… А в 1834 году была построена подводная лодка К.А. Шильдера. С экипажем из 8 человек во главе с мичманом Шмелевым 29 августа 1834 г. она отправилась на испытания – это первый в истории России подводный рейс. Подлодка К.А. Шильдера была первым в России судном обтекаемой формы с цельнометаллическим корпусом, поперечное сечение которого представляло собой неправильный эллипс. Обшивка из котельного листового железа толщиной около 5 мм укреплялась пятью шпангоутами, над корпусом выступали две башни с иллюминаторами, между башнями располагался люк для погрузки крупногабаритного оборудования. Приводить лодку в движение должны были четыре гребца с веслами в виде гусиных лапок. Для хода в надводном положении предусматривалась убирающаяся мачта с парусом. Для освежения воздуха в лодке стоял вентилятор, соединявшийся с трубой, выходившей на поверхность, а освещать внутреннее помещение предполагалось свечами. Зато вооружение подлодки предполагалось вполне современное — зажигательные ракеты и мины. Такой вот симбиоз каменного топора с нано-технологиями…

… Можно вспомнить и подлодку конструкции И.Ф. Александровского, испытания которой начались 19 июня 1866 года в Кронштадте. Она тоже была металлической, по форме напоминала рыбу. Для совершения диверсий водолазами на лодке имелась специальная камера с двумя люками, позволявшая десантировать людей из подводного положения. Двигателем служила пневматическая машина, а для подрыва неприятельских кораблей подлодка оснащалась особыми минами. Испытания и усовершенствования субмарины продолжались 35 лет – до 1901 года, и были прекращены ввиду полного разорения изобретателя, большую часть работ проводившего на собственные средства…

… Оплачивал все расходы из собственного кармана и С. К. Джевецкий, разработавший в 1876 году проект одноместной подлодки-малютки. В русско-турецкую войну 1877-1878 гг. Степан Карлович Джевецкий пошёл добровольцем на флот, принимал участие в бою парохода "Веста" с турецким броненосцем, за личную отвагу получил солдатский Георгиевский крест. После войны, к концу 1879 года, он создал "подводный минный аппарат" водоизмещением 11,5 т. – копию "Наутилуса" капитана Немо, сошедшего со страниц знаменитого романа Жюля Верна: те же стремительные обтекаемые линии, остроносый полированный корпус из блестящего металла, выпуклые иллюминаторы. Четыре человека экипажа приводили в движение два поворотных винта, обеспечивавших как ход вперед или назад, так и управляющих всплытием и погружением, а также разворотами вправо-влево. В качестве вооружения служили две пироксилиновые мины, располагавшиеся в специальных гнездах на носу и корме. При подходе под днище неприятельского корабля одна из этих мин или обе сразу отцеплялись, а потом подрывались издали электрозапалами.

Лодка Джевецкого понравилась чинам Военно-инженерного ведомства, и ее даже представили цесаревичу Александру Александровичу, будущему императору Александру III. Вот что записал Александр 23 января (4 февраля по н.с.) 1880 года в своём дневнике: "В 3/4 11 утра отправились с Мини (супруга Александра - Мария Фёдоровна, прим. автора) на Балтийскую дорогу и в 11 1/4 отправились через Лигово, Красное Село в Гатчину. Поехали еще с нами Алексей, Победоносцев и Н.М. Баранов, уже в статском платье. Погода сегодня совершенно весенняя, светло, тепло и чудное солнце с самого утра. В Гатчине мы смотрели на пруду подводную лодку инженера Джевецкого, который при нас сделал несколько удачных опытов со своей лодкой и кончил тем, что подвел мину под плот и отойдя взорвал ее отлично. Эта лодка, я уверен, будет иметь большое значение в будущем и сделает порядочный переполох в морских сражениях". Цесаревич Александр поручил военному министру уплатить Джевецкому 100 000 рублей за оригинальную разработку и организовать постройку еще 50 таких же лодок для обороны с моря портов на Балтийском и Черном морях. Так что, этот проект претендует на первенство в серийной постройке субмарин. Кстати, единственный сохранившийся экземпляр лодки Джевецкого хранится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге. А 22 сентября 2007 года по инициативе Морского собрания Гатчины, и в память об испытаниях подлодки на Серебряном озере, макет подводной лодки Джевецкого в масштабе 1:1 был установлен в сквере напротив Гатчинского дворца…

...В архивах поныне хранится немало проектов подводных кораблей, созданных людьми разных сословий. Архивариусы насчитали их аж сто тридцать пять, и это только то, что дошло до наших дней. И пусть День моряка-подводника России, возрождённый в 1996 году, отмечается 19 марта – история подплава значительно глубже официальных календарных отмелей. С праздником вас, подводники!

Additional information