Две навигации, 2001 и 2002г.г., я отходил точно на таком же пассажирском двухпалубном теплоходе, как "Булгария". Сегодня по всем каналам обсуждается трагедия "Булгарии" с привлечением экспертов; позволю себе тоже высказать некоторые мысли о трагедии, как судовой механик.
Строили такие теплоходы в Германии и Чехословакии по заказу СССР в 50-е годы, класс "Р" (река); мой теплоход "Господин Великий Новгород" 51-го года выпуска, т.е. даже постарше немного. Ходили в основном по Ладожскому и Онежскому озёрам, но случались фрахты и на Волгу, до Казани. Посудина достаточно надёжная, но срок 50 лет - немало для любой машины. Например, применяемые для обогрева кают и нагрева воды паровые котлы на данном проекте морально устарели ещё лет 40 назад, автоматика класса "нет и не было", управление ручное. Чуть зазевался - рванёт; именно так погиб мой теплоход (тогда он ещё назывался "Юрий Гагарин") в середине 90-х; потом он пару лет лежал с дырой в правом борту у причала Питерского пассажирского порта, пока его не выкупил, восстановил и переименовал новый хозяин. Кроме того, теплоход был переоборудован под класс "М" (Суда класса М рассчитаны для плавания на больших глубинах, при наличии волн высотой до 3 м и длиной 40 м. Условия — приближенные к морским). Но - ближе к делу.
То, что у "Булгарии" не работал один из ходовых двигателей, никак не могло привести к затоплению в водохранилище. Да, эксплуатация в таком случае запрещена, но два двигателя нужны в первую очередь для лучшей манёвренности на реке, и дойти до порта можно было, хоть и с меньшей скоростью. Открытые иллюминаторы - это гораздо серьёзнее; осадка теплохода при полной загрузке 2,3-2,5 метра, от ватерлинии до главной палубы всего около метра, а до иллюминаторов сантиметров 35-40. Причальный брус как раз и идёт вдоль главной палубы, на фото хорошо видно, что иллюминаторы находятся под ним. Но: по правилам Регистра, эксплуатация данного проекта - напоминаю, это класс "Р"! - разрешена только на реках при волнении до 3 баллов; при планируемой эксплуатации на озёрах и водохранилищах, где волнение бывает и выше, необходимо переоборудование под класс "О", т.е. озеро; а район Куйбышевского водохранилища - это именно класс "О". И, значит, иллюминаторы ниже транца (причального бруса) должны быть глухими, не открывающимися. Почему они оказались открыты? Первое - халатность и непрофессионализм владельца; замена иллюминаторов не самое дорогое вложение. Понятно, что экипаж, т.е. наёмные работники, не имеют возможности в России бороться с дураком-хозяином - мигом с работы вылетишь! Я сам из безработных моряков, ситуацию знаю не понаслышке. Выпускники мореходок и речных училищ годами не могут выйти в море или устроиться на речной т/х, либо меняешь профессию - либо соглашаешься на любое корыто. Второе: трагедия произошла, по словам спасшихся, во время обеда; банальная ситуация - люди оставили иллюминаторы открытыми и ушли в ресторан; экипаж, возможно, и предупреждал о необходимости задраить люмики, но у нас же тотальный пофигизм - мало ли, кто чего сказал, жарко ведь, лето! Третье: штормовое предупреждение, ветер порывами до 18м/с, а это 7 баллов по 12-балльной шкале Бофорта. Для неисправного судна выход один: переждать у причала, и здесь уже вина ложится, как ни крути, на капитана. Четвёртое: крен; один из экспертов в программе Малахова заявил, что судно рассчитано на 250 человек и 40 тонн груза - враньё, бред полный!!! 40 тонн - это расходный груз, т.е. ГСМ и продукты для экипажа и пассажиров; 250 человек, включая экипаж - возможно, но при эксплуатации в качестве парома на мелких реках типа Волхов, Западная Двина, Ока, Москва-река и т.п.; в реальности такой теплоход может брать пассажиров 100-120 человек. И если при штатной загрузке крен (явление вполне обычное, между прочим) исправляется перекачкой топлива из одного танка в другой, то при перегрузе почти вдвое никакие перекачки не помогут - центр тяжести сместился вверх, 100 лишних человек - это лишних десять тонн, бегающих с борта на борт; где они размещались при отсутствии кают? Правильно, на палубах: главной, верхней и шлюпочной; толпа перешла на другой борт, качай в другую сторону. Кстати, отсутствие водонепроницаемых перегородок - тоже враньё: на данном проекте машинное отделение (МО) находится посередине и отделено от кормовой и носовой частей судна глухими перегородками, т.е. две уже налицо! Плюс "глухое" румпельное отделение и продуктовый трюм в корме: ещё две; плюс форпик - уже минимум пять насчитал, стандартных... Ну, и пятое, заключительное. Подготовка плавсостава всегда была очень серьёзной, и в профессионализме экипажа "Булгарии" я даже не сомневаюсь. Но зарплата за этот труд идёт по сетке, утверждённой министерством речфлота в незапамятном году; в 2002-м во время навигации (т.е. с мая по сентябрь) у меня выходило 5-6 тысяч рублей в месяц, на берегу - и двух не выходило. Остались в плавсоставе те, кому деваться некуда, и судовладельцы выкручивают руки оставшимся по полной. Депутаты уже подают визгливо голос, что виноват экипаж, мол из-за денег "зайцев" посадили на борт, людей и судно угробили, надо гайки закручивать, наказания ужесточать... Вряд ли капитан без хозяина взял лишних пассажиров, это прерогатива владельца в первую голову. Именно владелец теплохода продавал места, выжимая максимальную прибыль, не вкладывая денег в ремонты и переоборудование. Оно проще: дал инспектору Регистра на лапу, вот и всё ежегодное освидетельствование. Так что виноват хозяин и тот, кто бумажку ему выдал. Хотя "стрелочником" объявят.... догадайтесь, кого?

11/07/2011

Комментарии   

# Эльдар Нерязанов 05.09.2011 07:08
Константин,прав ильно,грамотно и с присущим ему остроумием описал ситуацию на Т/Х "Булгария".Лучш е его не изложит этот материал ни один из,даже суперграмотных, специалистов.,т .к. Рыбаков изнутри изучил все проблемы судов данного типа,вплоть до положения и проживания личного состава теплохода.Вспом ните сколько версий и с каким умным видом обрушивали на нас доморощенные "специалисты".Д остаточно было этой статьи Константина,что бы смело поставить все точки над "i" и решить проблему оставшихся судов этого проекта.Но нет пророка в своем Отечестве,а,сле довательно,и нет гарантий от череды дальнейших катастроф не только на флоте,а практически везде,где техника в основном не первой свежести,а квалифицированн ые специалисты вымирают как невостребованны й класс,вместе с агонизирующей промышленностью .Такова уж сущность дикого капитализма с" человеческим лицом".
# Administrator 05.09.2011 18:09
Эдя, не надо пиара, в пророки не рвусь :-) Специалисты ещё живы, хотя на работу их и не берут - больно умные. Капитализму нужнее бараны, которых стричь легко (читай "Реклама - свобода или несвобода выбора"). И спасибо за коммент 8)

Additional information