Москва всегда напоминала огромный пылесос, высасывающий из страны и товары, и людские ресурсы, и деньги. От Москвы до самых до окраин протянулись транспортные магистрали – рукава пылесоса. После развала СССР и открытия границ денежные обороты государства (читай – Москвы) увеличились многократно, в основном за счёт бесконтрольного вывоза нефти и газа, но пользы они не принесли: большая часть тут же выводилась в оффшоры, остатки "пилились" и "откатывались", а инфраструктура (в том числе транспортная) ветшала. Стоит ли удивляться транспортным коллапсам, наступающих на столицу в последнее время? Город внутри МКАДа пухнет, как при несварении желудка, поглощая неимоверные количества разнообразного товара, грузопоток растёт, и вряд ли данную проблему поможет решить "Эспуmизан".

Озаботившись пробками, закупорившими Москву со всех сторон, столичная мэрия приняла контрмеры: решила запретить с 1 марта движение грузового транспорта весом свыше 12 тонн по МКАДу и Москве с 6.00 утра до 22.00 вечера. То есть, москвичи должны ночью спать спокойно. А водители грузовиков разве не должны отдыхать? Ублажая одних, обижаем других. Ставим заплатки на рукава, отрезая материал со спины. Тришкин кафтан.

Попробуем рассмотреть ситуацию с разных сторон. Помимо распоряжения ограничить грузовое движение в дневное время, в Москве действует запрет на разгрузочно-погрузочные работы по ночам. То есть, въехали ночью, на следующий день выгрузились, снова дожидаемся темноты для выезда? Скорость грузопотока упадёт значительно, а водители не на окладе сидят, им каждый час дорог. Значит, неизбежны конфликты, за которыми рано или поздно последуют увеличение зарплаты водителей (то есть, и тарифов на грузоперевозки в целом), и новый виток роста цен на все товары. Разрешить ночную выгрузку – снова неладно: и жители домов близ мест разгрузки возмутятся, и магазины/складские комплексы будут вынуждены работать внеурочно, а многие работники живут в пригородах и добираются на работу общественным транспортом. Один из сотрудников столичной мэрии предложил проводить специальные тренинги для водителей по их обучению "тихой" погрузке-выгрузке – полагаю, громкий водительский хохот глубоко и навечно похоронит эту инициативу.

Ещё один немаловажный аспект – где отстаиваться водителям в ожидании времени "Ч"? В самой Московской области стоянок практически нет, разве что по границам области, но на них можно разместить максимум по 200-300 машин с каждого направления. При этом, такие трассы, как М-10 (Ленинградка), М-5 "Урал" (Рязанка), М-7 (дорога на Нижний Новгород), М-4 "Дон" и М-1 (Минск) дают от 5.000 до 10.000 грузовиков в сутки каждая. А значит, в ожидании въезда водителями фур будут оккупированы все имеющиеся обочины, парковки возле магазинов и кафе и прочие прилегающие территории. И так не очень широкая проезжая часть станет ещё уже. А при отсутствии элементарных удобств все вышеобозначенные места через пару месяцев превратятся в сплошную помойку. Разруливать ситуацию обяжут сотрудников ГИБДД, но с тем же успехом их можно направить на регулирование падения шишек в тайге или снежинок в тундре. В местах скопления фур обязательно появятся и криминальные группировки – ещё одна проблема, которую власть в упор не видит.

Как заявил глава администрации президента Сергей Иванов по поводу снегопадов, застопоривших движение в декабре 2012-го от Твери до Валдая, "в коллапсе на трассе "Россия" виноваты фуры". Следовательно, и в вынужденном загаживании обочин виноватыми вновь окажутся водители: едешь – виноват, "куды прёшься!", не едешь – виноват, "раскорячился тут!". Ещё одно высказывание С. Иванова: "Беда в том, что у нас тарифы на разные виды перевозок очень несбалансированные. По железной дороге везти гораздо эффективнее, но дороже. Даже авиацией какие-то грузы можно везти, но там тоже взымаются тарифы. Даже на воде они взымаются. И только на автомобильных дорогах не взымается ничего". Во как! Фуры, оказывается, бесплатно ездят, бесцельно, хаотично и даже турбулентно. Ату их, кыш с дорог! А может, вообще Москву бетонным забором обнести, чтоб ни туда – ни оттуда, никто и никогда? Да, и насчёт несбалансированности тарифов – вопрос не водителям адресовать надо, а правительству: хватит ужо им по айфонам твиттерить.

Благими намерениями прикрыта и ещё одна глубокая колдобина: всех грузоперевозчиков можно разделить на междугородников и международников. Последние отличаются тем, что работают в соответствии с международными нормами, а значит, для водителей грузовиков, обозначенных табличкой TIR ("Transport International Routier"), распоряжение Собянина – не более, чем филькина грамота. То есть, международники едут – межгород стоит. Видя подобную несправедливость, часть автопредприятий запросто может уйти в международные перевозки, сменив юридический адрес на, к примеру, польский, финский или монгольский, что повлечёт за собой отток за кордон налоговых вычетов. Не сомневайтесь: в девяностые годы именно благодаря неумной политике, свыше 90% отечественного транспортного флота ушло под флаги других стран…

И что в такой ситуации делать? Ну-у, ребята, это ведь так просто: просто строить и строить дороги, на все четыре стороны, предварительно установив жёсткие расценки на строительство и жёсткие нормативы на качество и сроки (проще говоря – не воруя). А также перестать засасывать в себя то, что всё равно не Москве предназначено: ведь совершенно не требуется товар, ввезённый из Китая для Омска и Томска, или из Норвегии для Ярославля, оформлять в столичной таможне – в Омске, Томске и Ярославле свои таможенные посты имеются. А пока что-то там перенаправляется и, возможно, даже строится, ограничить движение по Москве и МКАДу… легкового транспорта. С 06-00 до 10-00 и с 18-00 до 22-00 пусть бегут неуклюже легковушки по лужам, час пик, грузовики стоят. А с 10-00 до 18-00 пусть сидят уже владельцы легковушек по кабинетам, офисам и цехам, нечего путаться под колёсами у серьёзных машин – при нынешних средствах связи (мобильник, факс, интернет) совершенно незачем мотаться по городу, практически все рабочие вопросы можно решать без использования авто. Оставшееся время с 22-00 до шести утра оставить для тёмных дел: чёрной магии, чёрных котов и любви. Боюсь только, что слишком простое решение не понравится [с]ложным москвичам, и собранные всей страной бюджетные деньги, как по волшебству, снова исчезнут в чёрном асфальте Москвы, словно в чёрном цилиндре фокусника.

12/02/2013

Additional information