Вы ни разу ни сталкивались с проблемой обмена в магазине некачественного товара? Значит, Вы либо а) не ходите в магазины; б) невероятно везучий человек; в) живёте в другой стране. Пункты б) и в) при желании можно объединить. Не так давно мне пришлось столкнуться с этой проблемой впервые – результат несколько обескуражил. Но – по-порядку, уважаемый читатель.

Банальная ситуация: срочная командировка; дежурный чемоданчик укомплектован, но в последний момент (ох, уж этот последний момент!) обнаруживается отсутствие крайне необходимой в современной реалии вещи – автомобильной зарядки мобильного телефона. Первый попавшийся на глаза при выходе из метро павильон мобильной связи – "Цифроград". Туда и захожу.

Симпатичный молодой человек с готовностью торпеды устремился навстречу потенциальному клиенту. "Зарядка? Нет проблем! Телефон? Нокиа? Есть фирменная, не китайская, 12-24 вольта. Сами понимаете, раз фирменная – значит дорогая…" Я не задавался вопросом, дорого или нет отдать триста рублей за нужную здесь и сейчас вещь – я её купил, бросил в чемоданчик, и под "Заходите ещё!" убыл.

По прибытии в пункт назначения мой телефон жалобно пискнул: батарейка села. Что ж, всё предусмотрено – достаю фирменный прибор, подключаю телефон к прикуривателю, и… Вы, наверное, уже догадались? Правильно, зарядки нет. Точнее, ЗАРЯДКЕ – НЕТ! Разглядывая внимательно прибор, обнаруживаю на "фирмЕ" надпись: "Made in China".
Естественно, по возвращении я заглянул в знакомый павильончик с просьбой заменить товар или "вернуть награбленное". И с удивлением узнал, что не получу ни того, ни другого.

Далее события разворачивались по "китайскому" сценарию. Вернулся домой, в Интернете отыскал "Закон о защите прав потребителя" и инструкцию по применению; согласно инструкции: 1) вернулся в павильон, сделал запись в Книге жалоб; 2) вручил менеджеру претензию в письменном виде; 3) после отсутствия реакции со стороны руководства "Цифрограда" отправился в Комитет по защите прав потребителя…

На страже одного маленького (но крайне необходимого всем нам) Закона сидит по городам и весям России целый Комитет. Именно сидит – пьёт кофе и чай, обсуждает знакомых и новости политики, иногда регистрирует входящие жалобы. Стоять за Закон?! Ну что Вы, господа, ноги ж не казённые! Да, жалобу приняли. Да, обещали разобраться. Да, перезвоните через неделю… Перезвонил. На звонок ответил лично председатель Санкт-Петербургского Комитета etc.: "Не возвращают деньги? Ну, обратитесь в суд".

В районном суде мне объяснили, что самостоятельно подать заявление я не могу, надобен адвокат; адвокат согласен написать за меня заявление за небольшой гонорар 1500 рублей; на этой оптимистичной ноте надо бы и закончить, так как сумма покупки и размер гонорара, мягко говоря, несопоставимы.

Не всё так плохо. Российский бизнес постепенно цивилизуется и становится на сторону клиента. Солидные магазины торгуют по правилам и блюдут своё честное имя, соответственно, там таких проблем не возникает; тем более досадно сталкиваться с подобными "Цифроградами", работающими по принципу девяностых годов ушедшего века. А что касается ответа на вопрос, вынесенный в заголовок – так вопрос-то, пожалуй, риторический. Не потому, что ответа не требует, а потому, что отвечать некому.

P.S. Ради "чистоты эксперимента" я разобрал ненужную уже зарядку: несколько дорожек электронной схемы не были пропаяны. После самостоятельной обработки данных дорожек паяльником и припоем зелёный глазок зарядного устройства весело подмигнул, экран мобильника засветился надписью "Идёт зарядка". Через полторы секунды в "фирменном" приборе что-то щёлкнуло и задымилось. Повторное вскрытие показало – взорвался конденсатор…

27/12/2006

Additional information